Оптимальные размеры и форма КДП

BAMF

Аудиоанатом
Член команды
#1
Хотелось бы услышать мнение форумчан по вопросу оптимальных размеров и формы комнаты для прослушивания музыки: длина, ширина, высота. Есть мнение, и довольно авторитетное, что помещение должно быть прямоугольным, а не, например, близким к квадратному. Причем, следует избегать кратных значений длины, ширины, и высоты. Есть также мнение, что размер КПД должен быть умеренным, для упрощения борьбы с его природными недостаками и снижения требований к тракту (мощность усиления, чувствительность акустики).

Приглашаю форумчан делиться своими сображениями по данному вопросу, желательно, основанными на практическом опыте.
 

Axokol

Меломан
#2
Дмитрий, Привет.
Все основные критерии грамотно и кратко описал Анатолий Маркович Лихницкий в статье "Комната для прослушивания" - три части. К сожалению вместе с ним почил и его сайт со статьёй. (Попробую поискать, но не гарантирую).
Из того, что на памяти осталось, для КДП: самая страшная фигня - это комнатные моды. Для их уменьшения требуется напараллельное расположение боковых стен, с расширением "рупора" к слушателю, непараллельное расположение потолока, также с расширением "рупора" к слушателю (плавный подъём). Это идеальный вариант.
Полы - дощатые по лагам с заполнением битым стеклом (только не в пыль, а плоскими наклоными осколками) (вечно несжимаемый затерятель звука в себе, который, кроме того не летает как минеральная вата.
далее.
 

Axokol

Меломан
#3
Далее, требуется соотношение между расстояния от громкоговорителей до стен, до пола и между собой, кратное золотому сечению.
Грамотное расположение рассеивающих, поглощающих, материалов.
Слава Богу всё это можно решить на очень грамотном ресурсе вот тут:
Оптимизация расположения акустических систем (вот так же как у Лихницкого)
Определение площадок первых отражений
Расчет резонатора Гельмгольца
Расчет панельного НЧ-поглотителя
Расчет размеров комнаты в соответствии с требованиями EBU/ITU, 1998
Расчет диффузора Шредера
Соответствие размеров студийных и музыкальных комнат международным стандартам
Расчет аксиальных комнатных мод
Упрощенный анализ аксиальных мод
Калькулятор времени реверберации
Здесь много полезного.
От себя. Расставил акустику в трёх помещениях разного объёма, причём совершенно акустически необработанных. (Прилично заиграло, естесственно для необработанного помещения).
Когда буду делать ремонт сделаю:
Диффузор Шрёдера за спиной, за акустикой панельный НЧ поглотитель, а может за спиной в углах, и заполнение комнаты по Калькулятору времени реверберации.
Также для устанавливал рассеиватели, ПОЧТИ как в системе Макарова (эффект не сильный но даёт), особенно за спиной (имитировал Шрёдера).
 

Axokol

Меломан
#4
Также Лихницкий освещал проблему объёма помещения, недостатки больших и маленьких комнат.
Но это большой комплекс работ в целом. Можно и в маленькой комнате добиться приличного звука.
 

Axokol

Меломан
#5

Axokol

Меломан
#6
Последнее редактирование:

Axokol

Меломан
#7
А вот и искомое! Все три части!
 

Вложения

  • 783.9 КБ Просмотры: 28

BAMF

Аудиоанатом
Член команды
#8
Привет, @Axokol !
Большое спасибо за кучу полезнойй инфы.
По вопросу. Не хотелось бы мешать все в кучу и вэтой ветке обсуждать только размеры и форму. Для бесед про обработку и расстановку лучше завести отдельные ветки.
Поделитесь своим опытом, каккая конфигурация помещения понравилась вам больше всего? Согласны с выводами Лихничкого? У нас в Киеве есть специалист Андрей Смринов. Вот его сайт. Там есть и форум. Это описание его системы. И его статья об основах акустики помещения для начинающих.
 

Axokol

Меломан
#9
Все калькуляторы - это как раз от Андрея Смирнова. И все ссылки у меня тоже на его сайт, только другой :)
На текущий момент - считаю самый грамотный специалистом.
С выводами (Анатолия Марковича Лихницкого) - далее АМЛ+ несогласиться просто невозможно. Он даёт чистый синтез. Физику акустики.

Форма с непараллельными стенами: где послушать на примере: ну у нас в городе есть кинотеатр старой постройки, стены и потолок непараллельны. Умудрились в ходе реконструкции сохранить рупорность стен в доме музыки (точнее из ДК сделали дом музыки).
Новые кинотеатры (точнее небольшие залы) уже в целях экономии места лепят по 5 штук и уже с только с подъёмом пола для просмотра и с параллельными стенами, а потом тупо глушат. Но в них какой хайфай?...

К сожалению в разных помещениях слушал разные системы и выбирать сложно, в связи с различной неискажаемой громкостью.
Моя комната объём 4х3х2,5=30м3 (не хватает глубины баса), стереобаза отличная (АС - по длинной)
у друга дома 3,5х5х2,5=43,75м3 (баса добились только с сабом, но там - полочники,) очень глубокая, но неширокая сцена. (АС-по короткой)
у друга на работе 10х6х3=180м3(ой, боюсь ошибиться). Там - концерт, конечно! но с басом - облом, нет нижнего и всё. (АС- по длинной)
Ну, благо там 4 пары колонок и одна из них со встроенным усилителем на басовый дин - вроде как вытягивает.
Но это то, что для меня очевидно.
Также имхо без мало мальски обработанного помещения, без поиска места установки (флуд в этой теме) судить о размере КДП очень сложно.
По АМЛ+ оптимальный объём - 80м3. (см лист 11 вложения)
 

BAMF

Аудиоанатом
Член команды
#10
Моя комната объём 4х3х2,5=30м3 (не хватает глубины баса), стереобаза отличная (АС - по длинной)
у друга дома 3,5х5х2,5=43,75м3 (баса добились только с сабом, но там - полочники,) очень глубокая, но неширокая сцена. (АС-по короткой)
Вот бы интересно эти два варианта сравнить. Есть ли смысл в большем помешении. Настолько большем.

у друга на работе 10х6х3=180м3(ой, боюсь ошибиться). Там - концерт, конечно! но с басом - облом, нет нижнего и всё. (АС- по длинной)
А если по короткой? Так идеально было бы, вроде бы.
 

Axokol

Меломан
#11
по короткой никак. Там постоянно будет 3-5 Акуст систем.
 

BAMF

Аудиоанатом
Член команды
#12
Посмотрел "куркулятор". Как я понимаю, красные циферки в левом ряду - совсем плохо, да и оранжевых в правом, особенно, в диапазоне от 95 до 175, желательно избегать?
 

PolarLight

Меломан
#13
Интересно, как влияет полотно натяжного потолка натянутое в помещении где осуществляется прослушивание.
 

Axokol

Меломан
#14
Чисто теоретически - должно резонировать, как барабан. Практически в КДП не встречал.
Зимой тоже планирую делать КДП (если всё сложится). Этот вариант уже исключил.
 

slider

Меломан
#15
Чисто теоретически - должно резонировать, как барабан. Практически в КДП не встречал.
Зимой тоже планирую делать КДП (если всё сложится). Этот вариант уже исключил.
У меня такой потолок, по началу боялся эффекта барабана, но - пронесло, даже не шелохнется!) Правда за потолком набиты маты типа "шуманет"или типа того.
 

PolarLight

Меломан
#16
Готовясь к переходу с наушников на АС (уже приехали из Германии, но пока стоят запечатанные в офисе) продолжаю изучать вопрос акустического оформления помещения, которому многие не уделяют должного внимания, либо оставляют на последнюю очередь. Так вот, сегодня набрёл на достаточно информативный сайт. Кроме очень интересных интервью с маэстро, собранных в серию публикаций Неизвестный Анатолий Лихницкий, нашёл ответ по применению в комнате прослушивания натяжного потолка. Оказывается вещь вполне нужная. Особенно при правильной конструкции и использовании специального акустического полотна. Короче говоря, кубатурю.
 

BAMF

Аудиоанатом
Член команды
#17
Готовясь к переходу с наушников на АС
Поступок! Поздравляю!
. Так вот, сегодня набрёл на достаточно информативный сайт. Кроме очень интересных интервью с маэстро, собранных в серию публикаций Неизвестный Анатолий Лихницкий, нашёл ответ по применению в комнате прослушивания натяжного потолка. Оказывается вещь вполне нужная. Особенно при правильной конструкции и использовании специального акустического полотна. Короче говоря, кубатурю.
Спасибо!
 

PolarLight

Меломан
#20
Продолжая неспеша штудировать вопрос, замечаю, как разнятся подходы к организации "бытовой" комнаты прослушивания и студийных контрольных комнат. Что в нашем случае можно считать одним и тем же - помещением для высококачественного прослушивания/воспроизведения музыки.

Несмотря на то, что в обоих случаях борьба идёт с одними и теми же проблемами, рекомендации порой взаимоисключающие. В первом случае, рекомендуется придерживаться определённых пропорций и точного позиционирования АС внутри помещения. Именно внутри помещения, так как во втором случае даётся обоснование того, что лучше всего устанавливать источники звука у самого края комнаты, а наилучший вариант – это вмонтированные заподлицо в стену мониторы. При этом в плане контрольные комнаты часто вписываются в квадрат или очень близко к нему, в то время как для "бытовой" комнаты прослушивания квадратная форма всегда считается плохим тоном. Получается, что у каждого свой фен-шуй!
 
Вверх