Расстановка акустики в комнате для прослушивания

rustam

Administrator
Член команды
#41
Надеюсь не будем отрицать, что напольной АС место на полу? Но по тому же принципу, через пол, она исказит звучание в точке прослушивания как и монитор стоящий на столе автора ролика. Вот и всё.
Стол и пол это не одно и тоже. По своей конструкции совершенно не похожие друг на друга вещи.
Чел создал себе проблему и ищет способы борьбы с этим.
Видимо рейтинг каналу нужен. Или показывать больше нечего.
 

PolarLight

Меломан
#42
Тогда, если следовать таким принципам слушать надо в заглушенной камере.
А при чём тут заглушенная камера? Если заглушенное помещение будет иметь пол на котором стоит АС, то получим ту же картину. Звук будет идти к слушателю как напрямую от динамика, так и через пол. Вероятно данную проблему хорошо решит размещение АС в пространстве на не жёстком подвесе/растяжках.
Подкладка под саб плитки проблем с полом не решает.
Рустам, а Вы посмотрели ролик? Одна плита, на 100% вероятно не решает. Но вместе с виброизоляционной прокладкой, о которой в общем-то и идёт речь, в огромной степени снимает проблему. Что наглядно видно в ролике при сравнении двух треков. Кстати, сабы с направленным вниз динамиком, очень распространённая конструкция. Подобные модели имеются у многих именитых производителей акустики.
 
Последнее редактирование:

avanta

Moderator
Член команды
#43
А я просто слушаю музыку и не морочусь. Исхожу из реалий. Что можно улучшить - улучшаю. Но без больших затрат и без ухудшения своих комфортных условий проживания.
А ты, Рустам, говоришь, в заглушенной камере. Но если честно, мне не очень понятно, для чего Юрий поднял этот вопрос. Я про размещение мониторов в "стенке". Там никакие шипы и плиты не помогут.
 

PolarLight

Меломан
#44
А я просто слушаю музыку и не морочусь. Исхожу из реалий. Что можно улучшить - улучшаю. Но без больших затрат и без ухудшения своих комфортных условий проживания.
Андрей, приветствую! Именно об этом я и писал выше, когда показал свой вариант размещения мониторов в комнате.
Но если честно, мне не очень понятно, для чего Юрий поднял этот вопрос.
При установке в "стенке" у меня оставалось порядка 12 мм свободной высоты и для виброизоляции я сразу подложил под каждый монитор по две круглые "колбаски" из вспененного материала похожего на твёрдый паралон. А сейчас мне встретилось видео наглядно показывающее положительное влияние использования виброизоляционных прокладок и тяжёлой плиты. И я решил скопипастить его сюда для общей информации читателям форума.
 

PolarLight

Меломан
#45
Здравствуйте, коллеги!
После предыдущих обсуждений и полученной критики в свой адрес, у меня появилось желание проверить АЧХ моей АС размещённой в акустически абсолютно не подготовленной жилой комнате, с нарушением всех канонов аудиофилии. Установленной на мягкие виброизоляционные прокладки да ещё и задвинутую в стенку.

Для проведения замеров был приобретён не дорогой комплект BEHRINGER в составе микрофона ECM8000 и внешней звуковой карты UMC202HD. Калибровка карты и микрофона осуществлялись по рекомендации из этого видео. В качестве эталона были взяты замеры подобных мониторов произведённые в профессионально акустически подготовленном помещении студии.

А вот что получилось в моём случае:
ADAM A77X SPL_2.png
ADAM A77X.png
Замеры производились с помощью программы Room EQ Wizard v.5.19
На скринах к графикам применено сглаживание 1/6 октавы.

Если кому интересно более детально ознакомиться с замером, по этой ссылке можно взять файл и открыть его в Room EQ Wizard.
Так как я не специалист, хочется услышать отзывы людей владеющих данным вопросом.
Думаю было бы интересно обменяться мнениями в случае если кто согласится поделиться аналогичными замерами своих АС.
 
Последнее редактирование:

Kir9790

Сочувствующий
#46
Не отношу себя к специалистам, поэтому просто моё ИМХО.
Как для неподготовленной КДП - весьма неплохие результаты получились. Глядя на картинки с комнатой, я, честно говоря, ожидал намного худшего.
Подъём на ВЧ (8+кГц), судя по верхнему графику - какая-то особенность этих мониторов (возможно связанная с повсеместным использованием для обработки недорогих студий акустическим поролоном, который сильно поглощает ВЧ... но это лишь догадка).
Основная проблема - горб на 8 дб в НЧ области (60-80 дб). Но такие проблемы частое явление даже в акустически обработанных КДП, т.к. проблемы на таких частотах решаются главным образом расстановкой АС (что сделать ТС не может), а уж затем - бас-ловушками и т.п. непростыми устройствами. Глядя на эту мебельную стенку можно ожидать большие горбы и провалы в области верхнего баса и выше (100 Гц и более). Но, по-факту, дела в этой области неплохи.
 

sannik

Меломан
#47
АЧХ моей АС размещённой в акустически абсолютно не подготовленной жилой комнате
Интересно, это наверно особенность мониторов (ближнее поле), но по водопаду видно что комната как бы переглушена... Даже в НЧ диапазоне до 400 ms звук затухает. Звук "суховат" наверно, мониторный :), для "оживления" его приходится чуть погромче делать? Треугольник со стороной 2,5 метра многовато, имхо. Поближе не пробовали, КИЗы поплотнее должны стать, те инструменты как бы форму приобретают... Я понимаю что сцену хочется поболее, но при этом как то все слишком воздушным становится, опять же имхо.
Посмотрел импульсный отклик, в общем то все весьма не плохо, но я бы попытался узнать что это за отражения. Они конечно в пределах допуска, но все же... :)
a77_Imp_r.png
ps по импульсному отклику не плохо подстраивать положение микрофона после установки в ту же точку при последующих измерениях
ps ps если заткнуть фазики, то можно посмотреть как комната в НЧ диапазоне себя ведет...
 

rustam

Administrator
Член команды
#48
Здравствуйте, коллеги!
После предыдущих обсуждений и полученной критики в свой адрес, у меня появилось желание проверить АЧХ моей АС размещённой в акустически абсолютно не подготовленной жилой комнате, с нарушением всех канонов аудиофилии. Установленной на мягкие виброизоляционные прокладки да ещё и задвинутую в стенку.

Для проведения замеров был приобретён не дорогой комплект BEHRINGER в составе микрофона ECM8000 и внешней звуковой карты UMC202HD. Калибровка карты и микрофона осуществлялись по рекомендации из этого видео. В качестве эталона были взяты замеры подобных мониторов произведённые в профессионально акустически подготовленном помещении студии.

А вот что получилось в моём случае:
Посмотреть вложение 793
Посмотреть вложение 794
Замеры производились с помощью программы Room EQ Wizard v.5.19
На скринах к графикам применено сглаживание 1/6 октавы.

Если кому интересно более детально ознакомиться с замером, по этой ссылке можно взять файл и открыть его в Room EQ Wizard.
Так как я не специалист, хочется услышать отзывы людей владеющих данным вопросом.
Думаю было бы интересно обменяться мнениями в случае если кто согласится поделиться аналогичными замерами своих АС.
Установка в стене, как у вас должна давать одно преимущество меньше коррекции на baffle step. Как бы широкая морда у АС получается. Чем шире морда, тем меньше провала на нижней середине и верхнем басе.
Но могут страдать кизы, как написал коллега. Мне кажется ачх важнее. Нормальная ачх, если горб на нч убрать. Может немного положить поролона в отверстие порта ФИ?
 

sannik

Меломан
#49
Мне кажется ачх важнее. Нормальная ачх, если горб на нч убрать.
Увы, но АЧХ не достаточно информативна, тем более что в НЧ области что то адекватное намерить в маленькой комнате затруднительно, только что бы увидеть явные косяки... Те горбик на НЧ в 6-8 дб это вполне комфортно для прослушивания, если конечно резонансы довольно быстро затухают. У меня, к примеру, 50 гц звучало почти 1,5 секунды, те давило со всех сторон когда просто синус подаешь... (пачка минвыты уменьшала до 0,6 с) . При прослушивании музыки уменьшение послезвучания проявляется как увеличение разборчивости в нижнем регистре и не только...
А на АЧХ этого не видно :)
77_5_r.png
уровни громкости во время измерения конечно же разные... (у меня погромче, год назад пытался чего то намерить...)

Но очень хорошо видно на графике Waterfall
5_W.png
Хм, при уровне тишины в комнате 30 дб интересная картина в НЧ диапазоне получается с Адамами. Что то в тихаря пытается подыгрывать им...

77w.png

ps меня вот в 77-ых больше напрягал бы подъем на высоких... :)
 
Последнее редактирование:

rustam

Administrator
Член команды
#50
Увы, но АЧХ не достаточно информативна, тем более что в НЧ области что то адекватное намерить в маленькой комнате затруднительно, только что бы увидеть явные косяки... Те горбик на НЧ в 6-8 дб это вполне комфортно для прослушивания, если конечно резонансы довольно быстро затухают. У меня, к примеру, 50 гц звучало почти 1,5 секунды, те давило со всех сторон когда просто синус подаешь... (пачка минвыты уменьшала до 0,6 с) . При прослушивании музыки уменьшение послезвучания проявляется как увеличение разборчивости в нижнем регистре и не только...
А на АЧХ этого не видно :)
Посмотреть вложение 797
уровни громкости во время измерения конечно же разные... (у меня погромче, год назад пытался чего то намерить...)

Но очень хорошо видно на графике Waterfall
Посмотреть вложение 798
Хм, при уровне тишины в комнате 30 дб интересная картина с НЧ получается с Адамами. Что то в тихаря пытается подыгрывать им...

Посмотреть вложение 799

ps меня вот в 77-ых больше напрягал бы подъем на высоких... :)
На 50гц горб разве комната даёт?
Думал комната повыше до 160гц.
Поправьте если ошибаюсь.
 

Kir9790

Сочувствующий
#51
Чаще всего - комната. Примерно можно просчитать в зависимости от размеров комнаты по калькулятору на сайте Смирнова. Хотя конечно - всё зависит от многих других факторов (например толщина и материал стен комнаты).
 

PolarLight

Меломан
#53
Спасибо коллегам кто откликнулся на мой запрос. Как я писал выше, в реальной ситуации звучание меня вполне устраивает. А сейчас вы успокоили меня и по теории вопроса. Честно говоря, думал что будет хуже. Так что теперь буду жить спокойно. :)
но по водопаду видно что комната как бы переглушена...
Согласен с Вами. Тоже обратил внимание при формировании водопада. Вероятно здесь играет роль натяжной потолок и большой диван вдоль противоположной мониторам стены. Плюс на зимний период вернул на пол ковёр. Надо было сделать ещё один замер без ковра.
Треугольник со стороной 2,5 метра многовато, имхо. Поближе не пробовали, КИЗы поплотнее должны стать, те инструменты как бы форму приобретают... Я понимаю что сцену хочется поболее, но при этом как то все слишком воздушным становится, опять же имхо.
На момент замеров расстояние по центрам мониторов составляло 225 см. Точно таким же было расстояние от центров ВЧ динамиков до микрофона. Т.е. примерно так, как при реальном прослушивании. Надо признать, что приближение к мониторам даёт боле насыщенное и интересное звучание. Но при этом сидеть на полу не очень удобно. В следующий раз попробую по возможности сдвинуть мониторы и сравню с первым замером.
Посмотрел импульсный отклик, в общем то все весьма не плохо, но я бы попытался узнать что это за отражения. Они конечно в пределах допуска, но все же...
Поясните пожалуйста, как читать данный график? На что обращать внимание и каковы допустимые пределы?
Хм, при уровне тишины в комнате 30 дб интересная картина в НЧ диапазоне получается с Адамами. Что то в тихаря пытается подыгрывать им...
Думаю что главную партию там играл вентилятор системы охлаждения работающего ноутбука. Проезжающие на улице автомобили старался "пропускать" мимо замера. Да и вообще, подобные эксперименты в квартире жилого дома, дело не благодарное. То соседские собаки залают, то соседка на них.
меня вот в 77-ых больше напрягал бы подъем на высоких...
Это их родовая травма особенность, на которую Максим Лядов обратил внимание в обзоре, на который я ссылался выше.
Кстати, как вы считаете, есть смысл попробовать побороться с этими горбами путём подстройки ВЧ и НЧ на задней панели. Указанный там диапазон регулировок +/- 6 dB.
 

sannik

Меломан
#54
Но при этом сидеть на полу не очень удобно.
В общем то это основная нехорошесть в расположении колонок, они низко установлены. :(
У меня то же обыкновенный навесной потолок и это, сдается мне, практически ни как не глушит комнату, те СЧ-ВЧ замечательно от него отражаются, а НЧ его не замечают... Похлопайте в ладоши, если звук быстро затухает, то комната заглушена, если довольно звонко звучит хлопок, значит это такая хитрость колонок ближнего поля. Диван уменьшает гудение комнаты на НЧ, а коврик это самое простое средство для борьбы с порхающим эхом и прочим звоном...
Кстати, как вы считаете, есть смысл попробовать побороться с этими горбами путём подстройки ВЧ и НЧ на задней панели.
На то они и крутилки что бы их крутить, надо же узнать как они на звук влияют, тем более что вы слушаете совсем в других условиях чем было задумано производителем колонок...
На ВЧ может получится что убавляться будут самые высокие, а то что ближе к середине так и останется горбом... В общем надо прежде всего слушать как оно получается, а потом можно и померить чтобы узнать почему оно так мерзопакостно стало звучать... :)
Поясните пожалуйста, как читать данный график? На что обращать внимание и каковы допустимые пределы?
Мне помогают объяснения с этого сайта. И конечно же весьма любопытно было почитать форум Смирнова.
в реальной ситуации звучание меня вполне устраивает.
А вот это самое главное!
 

PolarLight

Меломан
#55
В общем то это основная нехорошесть в расположении колонок, они низко установлены.
Померил, от пола до середины ВЧ динамика - 79 см. Ни в каждой полноразмерной напольной АС пищалка стоит так высоко. Сидя на диване напротив, высота оптимальная. А если перебираться ближе к АС, надо каждый раз на полу мастерить временное пристанище.

На то они и крутилки что бы их крутить, ...
На ВЧ может получится что убавляться будут самые высокие, а то что ближе к середине так и останется горбом...
Судя по графикам из инструкции, можно попробовать побороться и с НЧ и с ВЧ горбами. Надо будет попробовать. Может на выходных займусь. В любом случае отпишусь.
Мне помогают объяснения с этого сайта.
Очень классно! Огромное Вам Спасибо!!
 
Последнее редактирование:

PolarLight

Меломан
#56
Здравствуйте, коллеги!
Дабы полнее раскрыть вопрос с АЧХ своей АС, сегодня снова вернулся к данному вопросу. Регуляторами на задней панели мониторов был понижен уровень НЧ и ВЧ диапазонов. Кроме того, измерения производились два раза. С расстояния 120 и 180 См. от плоскости мониторов. Коричневый - 120 См., фиолетовый - 180 см. При том, что реальная точка прослушивания находится примерно в 200 См.
SPL 120 & 180 Sm.png
Wat 180 Sm.jpg
К графикам применено сглаживание 1/6 октавы.
Если кому интересно более детально ознакомиться с замером, по этой ссылке можно взять файл и открыть его в Room EQ Wizard.

Интересно, как порой диаметрально противоположно ведут себя графики. И это при том, что разница в расстоянии от микрофона до мониторов составляет всего 60 См. Хотя с другой стороны, это 50%

Несмотря на несколько более ровную АЧХ, по звучанию, данные настройки уступают дефолтным. Когда все регуляторы были выставлены в ноль. Сейчас звучание напоминает радиоточку из розетки. С приближением к мониторам, звучание становится более насыщенным и интересным. Так что прав был Рустам, когда говорил, что это мониторы ближнего поля.

Послушаю недельку на этих настройках, а потом верну всё вспять. Перефразируя известную поговорку, надо признать, что слушать глазами и ушами, это две большие разницы.

Хорошей всем недели!
 

sannik

Меломан
#57
Юрий, приветствую!
А по что 1/6 сглаживание выбираете, вроде как 1/3 ближе к тому как мы слышим?
На водопаде отдельно настраивается сглаживание, по шестеренке (controls) надо щелкать и выбрать smooth, по умолчанию стоит 1/48. И да, в программе можно открывать и более ранние файлы, они просто добавляются к уже открытым.
3.png
Эффект получился в общем то предсказуемый, когда на стандартном усилке тембра в ноль ставят как бы в объеме теряем... У вас же 0 это как у стандартного +6 Дб...
Только тембра крутили, уровень по ВЧ не трогали? Возможно достаточно было бы только уровень высоких прибрать, а тембра ни те ни другие не трогать. На ВЧ получился горб на 10-12 кгц, это чревато неприятным звоном, хотя некоторым нравится... На НЧ можно чуть прибрать уровень и тогда не такой крутой спад будет после 60-ти, те пониже звучать будут... И все конечно же на слух, измерения так, для проверки слуха... :)
ps уровень громкости при измерениях это оптимальный при прослушивании или же потише делаете, да бы близких не пугать?
psps Не мучайте себя неделю, слушайте как нравится. :)
 

PolarLight

Меломан
#58
А по что 1/6 сглаживание выбираете, вроде как 1/3 ближе к тому как мы слышим?
Александр, добрый день!
По неграмотности. Увидел в этом видео, что автор рекомендует 1/6 и стал так делать. Спасибо что подсказали. И про водопад тоже. Буду знать.
Только тембра крутили, уровень по ВЧ не трогали?
НЧ убирал полностью, в -6 db. По ВЧ понизил отдачу конкретно твиттера. Примерно на 1/3 от возможных -4db.
уровень громкости при измерениях это оптимальный при прослушивании или же потише делаете, да бы близких не пугать?
Уровень на мониторах не трогаю. Стоит тот, который использую при прослушивании. Но он не высокий, громко не слушаю. Перед первым замером калибровал звуковую карту и потом микрофон. Настройки карты с тех пор не трогал.
Не мучайте себя неделю, слушайте как нравится.
Полностью согласен с Вами. Сейчас слушал хорошо звучащий альбом Kenichi Tsunoda Big Band - Mixer's Lab Sound Series (2018) [DXD 24-384] и наслаждался. Недавно открыл для себя этого маэстро и его коллектив. Очень нравится. Рекомендую для души.
folder.jpg folder.jpg folder.jpg folder.jpg folder.jpg folder.jpg folder.jpg folder.jpg
 

sannik

Меломан
#59
Про сглаживанием не все так однозначно :)
Psychoacoustic smoothing uses 1/3 octave below 100Hz, 1/6 octave above 1 kHz and varies from 1/3 octave to 1/6 octave between 100 Hz and 1 kHz. It also applies more weighting to peaks by using a cubic mean (cube root of the average of the cubed values) to produce a plot that more closely corresponds to the perceived frequency response. ERB smoothing uses a variable smoothing bandwidth that corresponds to the ear's Equivalent Rectangular Bandwidth, which is (107.77f + 24.673) Hz, where f is in kHz. At low frequencies this gives heavy smoothing, about 1 octave at 50Hz, 1/2 octave at 100 Hz, 1/3 octave at 200 Hz then levelling out to approximately 1/6 octave above 1 kHz.
К стати Ваш пост добил мою жабу и я то же заказал ЗК, вместо самодельного микрофонного усилителя, не много попроще (UMC22), но для измерений вполне достаточно. Уже получил и собираюсь по отдельности колонки померить дабы узнать на сколько у меня все запущено... :)

ps увы, но до биггбендов я не дорос еще :(
 

PolarLight

Меломан
#60
UMC22 должна быть удобнее в том плане, что у неё выходы RCA а не TRS как у меня. Хорошо, что у меня были кабели TRS-RCA, а так бы пришлось заказывать.
 
Вверх